Главная
Загрузка...


Райан Гослинг в роли Нила Армстронга: киноистория полета «Аполлона-11»

По сообщению сайта BBC Russian

Райан Гослинг в роли Нила Армстронга: киноистория полета \"Аполлона-11\"

Количество фильмов об американской лунной программе «Аполлон» зашкаливает . Новый фильм «Первый человек на Луне» смотрит не столько на научные и технические аспекты этого беспримерного цикла , сколько на человеческую историю ее самого знаменитого героя .

Лунная программа «Аполлон» стала средоточием научных , технических , политических проблем всего десятилетия 60-х . Проблем этих множество , и каждая из них достойна особого пристального изучения и анализа , в том числе средствами художественного кинематографа .

Самым знаменитым и звездным из предшественников «Первого человека на Луне» был , наверное , «Аполлон-13» (режиссер Рон Ховард , в главных ролях Том Хэнкс , Кевин Бейкон , Билл Пэкстон , Гэри Синиз) . А есть еще телевизионная документальная драма «Аполлон-11» , фильм из категории альтернативной истории «Аполлон-18» — о том , что случилось бы , если бы запланированный на декабрь 1974 года и отмененный полет этого корабля все же состоялся бы . Есть и многие другие .

Авторов нового фильма интересует в первую очередь личность самого известного ее героя — Нила Армстронга .

Армстронг был первым человеком , нога которого ступила на поверхность отличного от Земли небесного тела . Свершение его сопоставимо с подвигом Гагарина . Но если Гагарин довольно быстро ушел в вечность , то Армстронг , открыв для человечества новый горизонт , ушел в тень , десятилетиями не появлялся в публичной сфере , отказывался давать интервью и стал достоянием пусть и легендарного , но хорошо забытого прошлого.

Его жизнь настолько полна мужества , трагедии и триумфа , что она просто просится в традиционный голливудский байопик со всеми присущими жанру вдохновенными речами , торжественно-помпезной оркестровой музыкой и величественным финалом.

Ничего подобного в фильме нет . Нет даже ставшей известной на весь мир и так и просящейся на экран сцены водружения Нилом Армстронгом на лунную поверхность звездно-полосатого флага . Отсутствие ее , кстати , вызвало недовольство право-консервативной Америки.

«Первый человек на Луне» — сдержанная , экономичная драма , которая , по образному выражению одного из рецензентов , как и космическая ракета , для того , чтобы преодолеть гравитацию , отбрасывает от себя все , что не является абсолютно необходимым .

Диалог сведен к минимуму . Второстепенных персонажей — даже товарищей Армстронга по полету: спустившегося вместе с ним на Луну Базза Олдрина и командовавшего кораблем Майка Коллинза — мы почти не видим .

Не видим и не слышим мы ничего об участии Армстронга в Корейской войне , нет в фильме практически никаких ссылок на невероятно политизированную советско-американскую космическую гонку , которая лежала в основе всей программы «Аполлон» .

Эти суровые лаконичность и сдержанность тем более неожиданны и тем более впечатляют , что от авторов нового фильма ожидать нечто подобное было очень трудно . Сценарист Джош Сингер больше всего известен как автор острополитической драмы «В центре внимания» , удостоенной в 2016 году Оскара и как лучший фильм , и за лучший сценарий .

Режиссер Дэмиен Шазелл обратил на себя внимание историей джазового музыканта в фильме «Одержимость» , а мировую славу и целую пригорошню Оскаров обрел за веселый , прекрасно сделанный , но достаточной бездумный мюзикл «Ла-ла Ленд» .

И все же при всей его неожиданной сдержанности «Первый человек» захватывает , потрясает и трогает .

Трогает необычайно глубоким проникновением во внутренний мир героя , вся история предстает перед нами его глазами . И такой подход — на первый взгляд кинематографически невыигрышный , но в итоге оказавшийся невероятно успешным — стал возможен во многом благодаря книге , которая легла в основу картины.

К своей книге «Первый человек: жизнь Нила Армстронга» американский ученый и писатель Джеймс Хансен шел несколько десятилетий . Обладатель докторской степени по истории науки и техники , он 20 лет занимался изучением и преподаванием истории космических исследований , прежде чем взялся за биографию самого легендарного астронавта .

В 2000 году он впервые обратился к Нилу Армстронгу с просьбой об обстоятельном интервью для книги . После двухмесячных раздумий Армстронг , очень редко дававший интервью и всячески избегавший публичности , вежливо отказался .

«Два года прошло , прежде чем он согласился . Решение помогла принять семья . Нил был полон отваги и решительности в космосе , но в частной жизни — поразительно осторожен . Мы привыкли воспринимать его как героя , как символ , как икону . А он был живой , трехмерный , со своими комплексами и проблемами» , — вспоминает Хансен.

Совместная работа привела к тесной дружбе Армстронга и Хансена . «Помогло еще и то , что мы были земляками — он рос в Огайо , а я на границе с Огайо в Индиане , оба мы росли на фермах , и фермы наши были в 50 милях друг от друга» , — рассказывает автор.

Создателям фильма повезло — контракт с Хансеном на экранизацию книги они успели подписать до смерти Армстронга 25 августа 2012 года .

Доверие , которое легендарный астронавт успел прочувствовать к своему биографу , перенеслось и на киногруппу.

«У Нила сложились прекрасные отношения с Джимом Хансеном , его вполне устраивала получившаяся книга , и он считал , что если мы будем следовать ее канве , то он даст согласие на создание фильма» , — рассказывает продюсер «Первого человека на Луне» Вик Годфри.

При таком нацеленном на внутренний мир героев подходе решающим был выбор актеров на главные роли.

Райан Гослинг перекочевал в «Первого человека на Луне» из предыдущего фильм Шазелла «Ла-ла Ленд» . Впрочем , в отличие от относительного молодого (ему всего лишь 33) и относительно начинающего (это всего лишь его четвертый фильм) режиссера , Гослинг — актер очень опытный и давно доказавший свою многогранность и разносторонность . Достаточно вспомнить его отчаявшегося наркомана-учителя в фильме «Полу-Нельсон».

Внешняя непроницаемость , спокойствие , сдержанность и даже кажущаяся безэмоциональность астронавта Армстронга оказывается , в трактовке Шазелла и Гослинга , решающей для успеха всей его миссии: он сохраняет хладнокровие и сосредоточенность там , где любой другой человек поддался бы ослепляющей панике.

Но практически в самом начале длящегося два с половиной часа фильма мы получаем ключ к таящейся за непроницаемой маской драме . В 1962 году , за семь лет до исторического полета , от опухоли мозга умирает трехлетняя дочь Армстронга Карен . Эта трагедия притупила внешнюю эмоциональность Армстронга и стала причиной фаталистической нацеленности на главное дело его жизни.

Она же — в корне столь же сдержанного и внешне почти не проявленного конфликта с женой Джанет . У них растут двое мальчиков , и только под ее давлением он находит в себе силы поговорить с ними об опасностях , которые подстерегают его в полете.

Роль Джанет блестяще играет британка Клэр Фой — актриса , способная одним взглядом сказать больше , чем многие ее коллеги пятиминутным монологом .

Именно на нее — на фоне предельной эмоциональной сдержанности Армстронга-Гослинга — падает задача стать душой , эмоциональным стержнем фильма .

Участие в «Первом человеке на Луне» вместилось для Фой аккурат между двумя совершенно контрастными — большего контраста придумать , наверное , было бы невозможно — ролями .

Год назад она обрела мировую славу и завоевала все возможные призы за роль молодой королевы Елизаветы Второй в сериале Netflix «Корона».

В ноябре этого года на экраны выходит «Девушка , которая застряла в паутине» — продолжение культовой «Девушки с татуировкой дракона» , в которой Фой сыграет легендарную , отвязанную панк-хакершу Лисбет Саландер.

Большинство критиков дали фильму восторженные пять , в крайнем случае , четыре звезды . Есть , однако , и другие мнения.

Я уже упомянул некоторое ворчливое недовольство , которое вызвало у консерваторов недостаточное , по их мнению , проявление американского патриотизма в фильме.

Однако куда более жесткий и целенаправленный шквал критики обрушился на фильм с противоположного левого фланга — со страниц рупора либеральной Америки , журнала New Yorker.

Вместивший в себя самое бурное и самое противоречивое десятилетие в истории Америки — 60-е — фильм , как пишет автор статьи в New Yorker Ричард Броуди , умудрился проигнорировать все важнейшие , ключевые социокультурные феномены описываемого времени.

В отличие от недавнего фильма «Скрытые фигуры» , полностью посвященного роли чернокожих женщин в американской космической программе , среди коллег Армстронга в «Первом человеке на Луне» нет ни одного афроамериканца и ни одной женщины . А ведь в это время по всей Америке шла настоящая расовая война , а в СССР в космос отправилась первая женщина-космонавт Валентина Терешкова . Что по этому поводу думал Нил Армстронг? — задается риторическим вопросом рецензент New Yorker.

Или взять войну во Вьетнаме и антивоенное движение . На телеэкране в доме Армстронгов идет видеосюжет о Вьетнаме , но Армстронг в это время на работе , он слишком занят , чтобы думать о такого рода вещах . Антивоенная демонстрация протеста мелькает на мгновение во время похорон друзей и коллег Армстронга — погибших астронавтов . Что это? Контраст между теми , кто готов рисковать жизнью и теми , кто отказывается это делать?

И , наконец , культура . Весь взрыв молодежного движения , рок-н-ролла и контркультуры в 60-е остается создателями и героями фильма незамеченным . Любимая мелодия Армстронга — китчевая «Лунная Рапсодия» из изданного еще в 1947 году альбома композитора и аранжировщика Леса Бакстера . Любимая настолько , что он даже берет кассету с нею с собой в полет и слушает ее в космосе .

Получился исторический фильм , продолжает Ричард Броуди , в котором исторический элемент настолько искажен , что главный герой теряет свою человечность . Мир , в котором функционирует Нил Армстронг , так же пустынен , как и лунная поверхность , на которую он спустился . Те немногие живые черточки , которыми его наделили авторы фильма , превращают его в фигуру плакатного американского героизма .

В итоге , выносит свой беспощадный приговор рецензент New Yorker , «Первый человек на Луне» получился фильмом пропагандистским по ошибке , не столько по намерению , сколько по «забывчивости» его авторов.

Загрузка...

Поиск в поисковиках:

yandex.com , go.mail.ru
© 2015 - 2018
Траст. Анализ сайта xx3.kz Яндекс.Метрика