Главная
Загрузка...


Великий город пустился в путешествие // «Флоренция и ее художники» в Мюнхене

По сообщению сайта Коммерсантъ

Великий город пустился в путешествие // «Флоренция и ее художники» в Мюнхене

В мюнхенской Старой Пинакотеке показывают выставку «Флоренция и ее художники . От Джотто до Леонардо да Винчи» . 120 шедевров эпохи Возрождения собирают очереди , несмотря на то что речь идет об искусстве всего лишь одного итальянского города-государства . Рассказывает Алексей Мокроусов.

В XV веке Флоренция казалась многим «приютом воинствующего гуманизма» . Университет был из лучших в Европе , интеллектуалы стекались к философу и астрологу Марсилио Фичино в академию Кареджо на вилле Монтекки , которую подарил ученому правитель Флоренции Козимо Медичи . На 35 тыс . жителей приходилась сотня художественных мастерских . Ну а среди 120 шедевров , собранных в мюнхенской Старой Пинакотеке из музеев Лондона и Вашингтона , Парижа и Нью-Йорка,— полотна Сандро Боттичелли и Филиппино Липпи , Лоренцо ди Креди и Фра Бартоломео.

При этом выставка начинается не с главных произведений , знакомых по золотым музейным книгам . Первый зал отдан рисункам , да и потом кураторы уделяют много внимания графике , размещая ее среди живописи; из раритетов — наброски лошади работы Леонардо да Винчи из коллекции английской королевы Елизаветы II , нечасто путешествующие по выставкам.

Искусство во флорентийском Возрождении неотделимо от политики . Наряду с художниками героями выставки стали персонажи , чьи имена не вынесены в название , но часто упоминаются в подписях . Семейство Медичи на протяжении нескольких веков , пусть и с перерывами,— правители , а то и фактические владельцы Флоренции , ее добрые и злые гении , меценаты , строители и убийцы одновременно . Благодаря им расцвели искусства , живопись и скульптура.

В Пинакотеке показывают , например , мраморный барельеф Козимо Медичи работы мастерской Антонио Росселлино , есть и часослов Лукреции Медичи (ок. 1485) , он открыт на странице с изображением Благовещения , это сквозной сюжет выставки , представленный несколькими картинами , в том числе Филиппо Липпи , Фра Карневале и Франческо Росселли.

Во многом красота флорентийской живописи связана со старомодностью техники , которую предпочитали художники . В Венеции и Нидерландах уже перешли на масло , а во Флоренции еще использовали яйцо , от темперы здесь отказались позже . Но быть старомодным не значит быть немодным , флорентийские художники определяли не только эстетику , но и ход мировых дел . Папа римский даже консультировался с Фра Анджелико в таких деликатных вопросах , как назначение городского епископа , и в ситуации , когда кандидата из рода Медичи Ватикан отверг , любой совет мог оказаться неудачным.

Ради нынешней выставки в Мюнхене удалось собрать даже алтари , распыленные между музеями разных стран . Впервые за столетия соединились сцены из жизни святых Космы и Дамиана , выполненные Фра Анджелико для флорентийского собора Сан-Марко.

Большинство экспонатов выставки созданы при Лоренцо Великолепном (1449–1492) . Во многом благодаря ему была выстроена система отношений в искусстве , которая надолго воцарилась в Европе: здесь и рекомендательные письма , рассылавшиеся по именитым знакомым , и поиск информации о новых авторах , и система мастерских , не только объединявших учеников и поклонников , как у Джотто , но все больше становившихся семейным делом,— так , Гирландайо работал в компании с братьями и кузеном , семейным был бизнес и Луки делла Роббиа , и у братьев Поллайоло . Заказы множились , скорость исполнения увеличивалась — помимо общественных работ и интересов церкви появились частные клиенты . А изображения святых появились в частных домах.

Патриции заказывали и собственные портреты — впервые после античности не император или бог , но простой богатей-современник становился предметом искусства . При этом сам Лоренцо , не чуждый прекрасного , писавший стихи , поэмы и новеллы в духе Боккаччо и Петрарки , заказами не разбрасывался — исключениями были Антонио дель Поллайоло и Верроккьо . Последний занимался всем — от скульптуры «Мальчик верхом на дельфине» , карнавальных масок и штандартов для городских праздников и турниров до надгробий для отца и дяди Лоренцо . Верроккьо предпочитал скульптуру , но в его мастерской перебывало множество знаменитых в будущем живописцев — от Перуджино до Боттичелли . Среди учеников был и Леонардо да Винчи , но во Флоренции ему заказов не нашлось , кроме разве что просьбы об алтарном образе для капеллы во дворце Синьории . В итоге он предложил свои услуги герцогу Миланскому.

Как писал биограф , Лоренцо «больше любил произведения искусства , чем художников» , предпочитая общаться с философами , да и собирал он охотнее манускрипты , золотые и серебряные медали , резные камни и вазы . Жизнелюбие Лоренцо было так велико , что , по легенде , Савонарола не отпустил ему грехи перед смертью , вряд ли это правда , но неистовый монах-политик не любил почти всех представленных в Мюнхене авторов.

Основатель же Пинакотеки Людвиг I Баварский слыл италофилом , благодаря ему в Мюнхене появились две трети богатейшего ренессансного собрания . Но когда его агент прислал предложение купить «Венеру» Боттичелли , тот отказался: короля-мецената интересовало религиозное искусство . Теперь выставка «Флоренция и ее художники» хоть и на время , но исправит его ошибку.

Загрузка...

Поиск в поисковиках:

yandex.com , go.mail.ru
© 2015 - 2018
Траст. Анализ сайта xx3.kz Яндекс.Метрика