Невидимый яд: Неожиданную опасность моющих средств обнаружили ученые

По сообщению сайта NewTimes

Что можно найти в чистящих порошках , гелях и гигиенической косметике и насколько это опасно для здоровья , в материале издания.

Частицы входящих в эти средства веществ , согласно недавнему исследованию канадских и американских ученых , присутствуют в легких человека , а их концентрация в воздухе такова , что бытовую химию вполне можно считать «ответственной» за накопление озона в нижних слоях атмосферы.

Прежде всего речь идет о так называемых летучих органических соединениях , содержащихся в шампунях , духах , дезодорантах , мыле — продуктах , сделанных из углеводородного сырья . По словам авторов работы , эти вещества могут повышать риск развития рака , а попадая в воздух , они загрязняют его не меньше , чем выхлопные газы . По данным исследователей , в Лос-Анджелесе уровень летучих органических соединений , выделяемых бытовой химией , за последние несколько лет вырос почти в три раза.

Впрочем , пока ученые не разобрались , какие именно составляющие чистящих средств и косметики наиболее опасны , и призывают относиться с осторожностью к полученным результатам.

Мыло , особенно антибактериальное , опасно не только содержащимися в нем летучими органическими соединениями , но и триклозаном . Этот антибиотик может влиять на митохондрии в клетках млекопитающих и запускать программу их самоуничтожения , выяснили ученые из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН в Пущино.

Пока негативное воздействие триклозана было показано только на клетках печени лабораторных крыс . Молекулы этого вещества нарушали работу митохондрий и приводили к появлению дырок в клеточных мембранах . В результате в клетку попадали особые сигнальные молекулы , запускающие апоптоз — программу клеточного саморазрушения.

На практике это означает , что , накапливаясь , триклозан будет пагубно влиять и на здоровье человека . Дорогу внутрь организма ему прокладывают обыкновенные зубные щетки , уверяют американские биологи.

Во многих странах мира этот антибиотик используется в качестве добавки в лечебные зубные пасты , так как он значительно уменьшает вероятность воспаления десен . Триклозан скапливается на щетине зубных щеток и впоследствии может попадать в ротовую полость в больших количествах , даже если человек уже не использует лечебную пасту . В среднем в слюну и в рот попадает примерно в десять раз больше антибиотика , чем содержится в одной полоске триклозановой пасты.

Нанести ощутимый вред здоровью способны и средства для мытья посуды . В составе многих моющих жидкостей есть поверхностно-активные вещества , получаемые из нефтепродуктов . Согласно сразу нескольким исследованиям , они (если накопятся в достаточном количестве) могут нарушать работу печени , приводить к повышению уровня холестерина в организме , проблемам с легкими и аллергическим реакциям.

Так , норвежские ученые утверждают , что у людей , регулярно использующих чистящие средства , — главным образом , домохозяек и домработниц — объем выдоха за год снижается примерно на 7,1 миллилитра , что сравнимо с показателями заядлых курильщиков . Шансы заболеть астмой у любителей бытовой химии почти на 14 процентов выше , чем у тех , кто редко использует ее в уборке . Данные получены в результате 20-летних наблюдений за дыхательными системами более шести тысяч добровольцев.

Впрочем , если верить работе немецких микробиологов , больше надо опасаться не чистящих средств , а губок для мытья посуды — на одном кубическом сантиметре этого предмета обитает до 50 миллиардов микроорганизмов из 118 родов . Большинство из них безвредны , но среди бактерий , живущих на губках , собранных у немецких хозяек , исследователи обнаружили палочку Escherichia coli , вызывающую кишечные расстройства , и бактерии из рода Klebsiella , приводящие к пневмонии или менингиту . Однако если регулярно менять губки для мытья посуды , тщательно их промывать и использовать моющие средства , то контакта с патогенными микроорганизмами можно избежать , отмечают ученые.