Революция в клетке. Главное научное исследование 2018 года

По сообщению сайта Аргументы и Факты

Революция в клетке . Главное научное исследование 2018 года

Как формируются органы

«Ещё со времён Гиппократа учёные были потрясены загадкой: как всего лишь одна клетка превращается во взрослый организм со множеством органов , состоящий из миллиардов клеток?» , — так начинает свою статью Science . Сам Гиппократ предполагал , что младенец в утробе растёт и формируется благодаря дыханию матери . Лишь в ХХ веке биологи открыли важнейшую роль ДНК — эта молекула не только «отвечает» за хранение и передачу генетической информации , но и управляет процессами деления клеток и получения ими определённой специализации . К примеру , если активируется одна группа генов , то клетка эмбриона станет нейроном головного мозга , а если другая — превратится в клетку сердца . Клетки со схожими функциями объединяются в ткани , а ткани — в органы.

Ребёнок на заказ . В Китае родились первые дети с отредактированным геномом

Постепенно исследователи научились отслеживать развитие организма в целом и отдельных его органов в мельчайших деталях , клетка за клеткой . А в последние годы биология совершила невероятный скачок . Учёные по всему миру создали методы выделения тысяч неповреждённых клеток из живых организмов с целью пометить их и выяснить , какие гены и в какой момент в них «включаются» или «выключаются» . По словам Николауса Раевского из Центра молекулярной медицины Макса Дельбрюка в Берлине , эти технологии в следующем десятилетии совершат переворот в исследованиях.

Важное событие произошло в 2017 году: тогда две исследовательские группы показали , что эти методы (они получили название «секвенирование РНК единичной клетки») применимы в достаточно большом масштабе и позволяют отслеживать раннее развитие организма . Первая группа измеряла активность генов в 8 тыс . клеток , выделенных из эмбрионов плодовой мушки . Вторая — в 50 тыс . клеток личинки круглого червя . Учёные выясняли , какие именно белки определяют тот или иной тип клетки.

В прошлом году те же самые исследователи провели более обширный анализ эмбрионов позвоночных . В течение 2018 года был опубликован ряд научных статей , где детально описано , как формируются органы у червей , рыб и лягушек. «Барышня рожает вам негра» . Главный врачебный скандал XXI века Подробнее

Нейрон из лаборатории

В перспективе методы секвенирования РНК помогут контролировать поведение определённых клеток и влиять на развитие всего организма , в том числе предотвращать появление пороков и заболеваний . Несомненно , это приведёт к ещё большему прогрессу в медицине . Понятно , что непосредственно вмешиваться в человеческий эмбрион учёные не могут по этическим соображениям , но прорывную технологию уже используют для изучения наших клеток: биологам важно знать , как они ведут себя в течение жизни и как меняются при различных болезнях.

Два года назад был запущен международный научный проект Human Cell Atlas («Атлас человеческих клеток») , который по масштабу и значимости сравнивают с проектом «Геном человека» . Он непосредственно связан с описанными исследованиями . Группа учёных из разных стран задалась целью — систематизировать информацию обо всех клетках , существующих в организме , об их типах и особенностях . А их , между прочим , 35 триллионов!

Атака клонов . Чем закончились первые эксперименты с генами и пересадками?

Биологи воодушевлены: «Атлас клеток человека» поможет решить множество проблем в медицине . Например , он даст подробное описание всех иммунных клеток нашего организма , а значит , учёные найдут способы лечения аутоиммунных заболеваний . Отторжение имплантированных органов тоже останется в прошлом.

Вообще , медики смогут понять природу многих болезней и разработать необходимую клеточную терапию . Скажем , болезнь Паркинсона развивается из-за гибели нейронов , производящих нейромедиатор дофамин . Настанет время , когда учёные будут выращивать эти нейроны в лабораториях , а затем вводить их больным пациентам.

Очевидно , что методы секвенирования РНК единичной клетки — это революция в биологии . Будет странно , если Нобелевский комитет обойдёт их своим вниманием.