Главная
Загрузка...


«Чёрный день народа». Депортация балкарцев в Центральную Азию

«Чёрный день народа» . Депортация балкарцев в Центральную Азию

8 марта балкарский народ вспоминает прошедшую 77 лет назад депортацию . Тогда 37 тысяч человек , в основном старики , женщины и дети , были высланы в Казахстан и республики Центральной Азии . За несколько лет от голода , холода и болезней погибло больше половины депортированных .

Инициатором и организатором депортации был Лаврентий Берия . Официально она обосновывалась якобы фактами участия представителей балкарского народа в коллаборационистских формированиях , выступавших на стороне нацистской Германии во время Второй мировой войны.

Балкарцам разрешили вернуться только через 13 лет . Этот день — 28 марта — отмечают в Кабардино-Балкарии как День возрождения балкарского народа . Еще через 30 лет были приняты законы о реабилитации репрессированных.

О годах депортации , фронтовиках-балкарцах и долгожданном возвращении домой «​Кавказ.Реалии»​ рассказала доктор филологических наук , заслуженный деятель науки Кабардино-Балкарии Тамара Биттирова.

«​Кавказ.Реалии»​: Сталин не был первым , кто предложил переселить кавказские народы?

Тамара Биттирова​: Планы разгрузить Северный Кавказ вынашивались очень давно , можно сказать , с начала 19-го века . Ещё у декабристов говорится о том , что Кавказ надо немного скорректировать в этническом плане . Был такой известный публицист , известный деятель регионального уровня Басият Шаханов . Его первая статья , опубликованная в 1899 году , называется «По поводу одного удивительного проекта» . В ней он спорит с одним чиновником , неким Карцовым , предложившим переселить тюрков Северного Кавказа в Среднюю Азию . Карцов обосновывает переселение тем , что для того , чтобы покорить окончательно Кавказ , туда надо поместить как можно больше русских и избавиться от некоторых народов , проживающих на горной полосе . Это карачаевцы , балкарцы и вайнахи — чеченцы , ингуши , хотя они и не тюрки . Кумыков он тоже предлагал переселить . Обосновывал , что им в тюркоязычной среде легче будет жить , а русским будет легче управлять Кавказом . То есть такие проекты были ещё до Сталина . В статье «Ещё переселение» Шаханов осуждает переселение русских из русских губерний на Кавказ и приводит статистику , что здесь земли мало даже для кавказских жителей и что переселение сюда других может привести к конфликту . Он говорит , что это абсолютно неприемлемо.

«​Кавказ.Реалии»​: Обоснованны ли обвинения балкарцев в коллаборационизме?

Тамара Биттирова​: Что касается периода войны , то объяснения этому были разные: и официальные , и официозные , и националистические . Многие обвиняют балкарцев в том , что они сотрудничали с немцами . Разумеется , это не так . Немцы не стали завоёвывать горы . В тот момент , когда немцы практически оккупировали почти всю республику , мой родной дед был председателем колхоза . До этого он был ранен под Ростовом , ранение у него было в обе ноги , его на бричке привезли . Он поднялся на ноги и стал председателем колхоза вместо прежнего , убитого дезертирами небалкарской национальности . Кстати , эти же бандиты дважды хотели расстрелять моего деда , они требовали , чтобы он отдал колхозный скот , но его спасали женщины — окружали и не давали расстрелять . Я его много раз спрашивала: «Ты боялся , что тебя расстреляют?» А он отвечал: «Мне стыдно было перед девушками , которые меня окружали , во-первых , я боялся , что их убьют , а во-вторых , каждый раз меня выводили в нижнем белье , и мне было стыдно за мой внешний вид» . Когда немцы уже уходили , деду предложили назвать колхоз «Победой» . И до тех пор , пока колхоз не разрушили , он так и назывался — «Победой».

«​Кавказ.Реалии»​: Так почему всё-таки балкарцы , и ваш дед-фронтовик в том числе , попали в число депортированных?

Тамара Биттирова​: Причин выселения множество , но , возможно , Сталин преследовал те же цели , что и декабристы — разбавить этническую пестроту Северного Кавказа . Это же проблема , когда межнациональные конфликты возможны . А вообще каждый народ и его ментальность надо изучать и понимать . Видимо , всё это было сложно . Естественно , все здравомыслящие люди осуждают такую форму коллективной ответственности , когда новорождённые дети должны отвечать за тех , кто дружил с немцами , ушёл с ними , оказывал им помощь . Или даже если наоборот , если воевал с ними , ребёнок в любом случае не имеет к этому никакого отношения . Он пришёл в этот мир , и у него ещё нет грехов . Но такие дети и погибали . В первые два года после выселения рождаемости не было , до 1950 года население только уменьшалось . Многие погибли на фронте , а те , кто оказался 8 марта дома , кто раненый , кто не раненый , были отправлены в лагеря.

«​Кавказ.Реалии»​: У балкарского народа было много героев на фронте . Это осталось незамеченным?

Тамара Биттирова​: К званию Героя было представлено больше 20 человек , но к нему представляли в основном в 44–45-м году , когда бои шли уже на европейской части . И в 44-м году , конечно , балкарцев перестали награждать . Тем не менее первый герой Советского Союза на Северном Кавказе —​ Алим Байсултанов . Он был награждён в 1942 году . Он сбил около 20 фашистских самолётов над Балтикой и сам погиб . Он должен был быть ко второй Звезде Героя представлен , но почему-то этого не было сделано , хотя количество сбитых самолетов соответствовало второй звезде . Был Героем Советского Союза и Мухажир Уммаев , который потом умер от ран уже в Средней Азии . Многие получили ордена вместо званий Героев . По документам , которые публикуют наши историки , почти каждый четвёртый у нас был призван в армию – всего около 15 тысяч человек . Отец мой , который был подростком во время войны , рассказывал , что в нашем селе не осталось ни одного человека . Был один азербайджанский учёный , который писал про депортацию азербайджанцев . Он описывал , что когда привезли в Казахстан балкарцев , это была жуткая картина . Одни старики , женщины и дети . Не было ни одного мужчины , который мог бы держать в руках лопату и копать могилы . Такая тотальная была демобилизация.

«​Кавказ.Реалии»​: Насколько соответствует реальным цифрам депортации официальная статистика?

Тамара Биттирова​: Целые фамилии погибли , перестали существовать . И как их звали , какого они были возраста , некому было об этом рассказать , некого было об этом спросить . Многие документы были уничтожены , а по памяти всех не восстановишь . А в некоторых случаях и восстанавливать-то некому . Официальная статистика тоже вполне красноречиво свидетельствует , что по пути эшелонов за эти две недели погибла тысяча человек . Мой дед рассказывал , что многие даже продуктов не хотели брать: думали , а вдруг нас развернут и обратно вернут . Люди думали: мы не виноваты , мой сын воюет , мой сын погиб , разберутся и возвратят обратно . Потом были ограничения по весу , по объему вещей , которые можно было взять с собой . Классику балкарской литературы Кязиму Мечиеву , у которого два сына были на фронте , по рассказам очевидцев , запретили его библиотеку брать . Устроили костёр из его книг во дворе его сакли . Его депортировали в престарелом возрасте , и он почти сразу погиб . Таких фактов много . О них пишут в воспоминаниях свидетели.

«​Кавказ.Реалии»​: От чего в первую очередь во время депортации умирали люди?

Тамара Биттирова​: У каждого человека своя личная история , связанная с выселением . Их передают из поколения в поколение . Дети маленькие , старики сразу поумирали . Они брали с собой продукты , но умирали не от голода , а от холода . В марте в Северном Казахстане было холоднее гораздо , чем в это время на Кавказе . Это степи , там нет дров . Они рыли землянки , но не могли в этих землянках вынести холод , поэтому первую зиму 1944 года многие не пережили . Других застал буран , их занесло снегом , весной их раскапывали: хоронили , что осталось от волков и собак . Жуткие истории.

«​Кавказ.Реалии»​: Среди депортированных были и духовные лидеры , и интеллигенция . Они могли морально поддержать всех , кто нуждался в этом?

Тамара Биттирова​: Тот же Кязим Мечиев как духовный лидер поддерживал народ . Но не только поэзией . Когда люди ехали в вагонах , они отказывались есть баланду: в горячую воду крошили селёдку и давали с хлебом . А люди не знали , что это , и думали , что их кормят свининой . И Кязим сказал , что берёт их грех на себя . Сказал , кушайте , я буду за это отвечать перед Аллахом , кушайте , а то дети погибнут . Религия помогала . Помогало , что и наши языки были понятны казахам и киргизам , и мы понимали их . Но сначала были очень плохие отношения с местными , пока они не поняли , что приехали не головорезы , а такие же трудяги , как и они сами . Казахи очень тяжело жили . У них отнимали всё зерно и весь скот для фронта , и они тоже голодали . Но сами люди были очень гостеприимными , добрыми и делились последним куском хлеба.

«​Кавказ.Реалии»​: Говорят , что многие балкарцы всячески подчёркивали , что они здесь ненадолго , и специально не хотели обустраиваться.

Тамара Биттирова​: Да , некоторые весной не стали огороды сажать . А моя бабушка взяла с собой тыквенные семечки и вырастила тыкву на нескольких участках , которые люди не хотели обрабатывать , и потом осенью раздавала , спасая людей от голодной смерти . Никто не верил , что может быть такое . Все же верили советской власти , думали , что она справедливая , что подобное только за кордоном может быть , а в стране , воюющей с Гитлером , с фашизмом , не может быть такой глобальной несправедливости . Естественно , люди мало брали с собой еды , да и ограничения были — людей-то много , невозможно было всё брать.

«​Кавказ.Реалии»​: Все ли балкарцы вернулись на родину , когда появилась такая возможность?

Тамара Биттирова​: В Казахстане существует карачаево-балкарская диаспора — около 10 тысяч человек . В Кыргызстане тоже три–четыре тысячи . В Узбекистане остались . Многие породнились с местным населением , некоторые сами по себе обустроились . Ну а сейчас даже если кто хочет вернуться , уже много препятствий — разные страны , бюрократические заслоны — наверное , они и останутся там . Но они стараются не забывать свою родину.

«​Кавказ.Реалии»​: Что ждало балкарцев на родине , когда они смогли вернуться?

Тамара Биттирова​: Самая большая потеря в депортации — это разрушение хозяйственного уклада , привычного налаженного образа жизни . Календарная система сельхозработ была разрушена . Скота не было . Мне было четыре года , когда я ехала в поезде со своим братом , возвращалась домой , и наш вагон был до потолка заставлен мешками с пшеницей , а в каких-то вагонах везли коров , телят , овец , зная , что на месте ничего не дадут . Я слышала про какие-то ссуды , но не знаю о том , чтобы мои родители что-то получили . Они обустраивали всё сами . Сначала построили домик из одной комнаты , мы все жили там . Потом построили домик из двух комнат и коридора . На этом участке , где папин дом , несколько раз достраивали-достраивали , и потом наконец к 1975 году построили большой дом с паровым отоплением . Моя мама умерла , так и не пожила в новом доме . Перетрудилась . Родители с утра до вечера работали , чтобы устроиться . Поколение наших родителей – самое пострадавшее . Они попали в выселение подростками и не смогли получить образование . А человек без образования в общественной жизни уже не может быть полноценно задействован . Они все обыкновенные трудяги , крестьяне . И поэтому наши родители очень хотели , чтобы мы учились , все усилия прилагали к этому . Моя мама ходила на все уроки , нас было семь человек , и все мы хорошо учились под маминым руководством . Она не разрешала нам сачковать , и поэтому мы на пятёрки учились . Это была её мечта.

«​Кавказ.Реалии»​: Насколько хорошо знает молодое поколение правду о выселении?

Тамара Биттирова​: Молодое поколение и не должно особо знать . Подрастут — узнают . Нам мама в детстве никогда не рассказывала . Но так сложилось в семье , что она никогда не отмечала 8 марта , несмотря на то что у неё в эту дату был день рождения . И мы все до сих пор не отмечаем свои дни рождения — так сложилось . Почему она не отмечает свой , она объясняла: это чёрный день для моего народа . Но про трудности выселения родители нам не рассказывали , говорили , что надо это забыть , надо смириться и не надо об этом знать . Хотя , когда я была маленькая , я много расспрашивала , они , видимо , щадили нашу психику . А когда я подросла , мой дед очень много рассказывал . И уже в аспирантуре мы ездили по сёлам , собирали фольклор . И каждый второй пел песни о выселении . Я уже даже диктофон не включала: столько боли невозможно было выдержать . Сейчас , конечно , жалею . Эти песни сейчас поют только профессиональные певцы и редкие старики . Но не надо омрачать молодым жизнь . Историю не изменить , а настроение у них поменяется , они будут всех во всём подозревать . Современные поколения русских и других народов не имеют к тому , что было , никакого отношения . Может , их отцы и деды в чём-то и виноваты , но не надо , чтобы наша молодёжь настраивалась против кого-то . В то же время , когда настанет нужный момент , они должны знать . И они , и соседские народы . И сочувствовать должны . Чтобы такое не повторилось в будущем . Это трагедия для всего человечества , если один народ так страдает.

«​Кавказ.Реалии»​: Много ли среди балкарцев тех , кто поддерживает Сталина?

Тамара Биттирова​: Даже один мой родственник такой есть , с которым мы постоянно ругались в комментариях , а в итоге заблокировали друг друга . Он постоянно мне писал: «Если бы не Сталин и советская власть , ты бы не получила образования и не стала бы доктором наук» . А я ему отвечала: «Почему во всём мире люди без Сталина строят нормальные страны и получают нормальное образование?» Люди есть разные , конечно , есть те , которые мало читают , малообразованные . Есть те , которым лень даже думать . Молодёжь однозначно осуждает репрессии , но и среди старшего поколения есть такие одиозные личности.

«​Кавказ.Реалии»​: 8 марта в Кабардино-Балкарии — это праздник или день памяти?

Тамара Биттирова​: Последние 20 лет к памяти репрессированных относятся очень проникновенно , построен музей репрессий балкарского народа . И каждый раз глава республики возлагает венки , читает дуа . Это никогда не забывается . И в Карачаево-Черкесии так же всё . Женщины никогда не празднуют 8 марта . Ну а вообще что такое 8 марта — это день рождения Клары Цеткин . Кто такая Клара Цеткин? Будем изучать её биографию и наткнёмся на не очень красивые истории . Кроме того , отмечать отдельно женский праздник — признавать неравноправие женщин в обществе , я так считаю . Я считаю , что женщину должны каждый день благодарить за то , что она родила детей , воспитывает внуков . Ежедневный должен быть праздник у женщины , а не раз в году.

«​Кавказ.Реалии»​: Как вам кажется , извлекла ли страна из этой трагедии урок?

Тамара Биттирова​: Я очень надеюсь , что повтора подобного не будет ни с каким народом . Тем не менее времена у нас сейчас не очень хорошие , особенно в экономическом плане , поэтому народы Кавказа должны быть очень сплоченными . К ним я и русских отношу . Наши русские — это настоящие горцы по своему менталитету . Они другие . Если Россия потеряет Кавказ , она будет не той Россией . Трагедия , которая случилась с балкарским народом , — это урок о ценности жизни , о ценности добрососедских отношений . Только таким образом можно выжить в этом непростом мире.

***

За 9 месяцев 1944 года родилось всего 56 детей , а умерло — 1 592 человека . По официальным данным , начиная с 1 апреля 1944 года до сентября 1946 года а Казахстане и Кыргызстане умерло 4 849 балкарцев — каждый восьмой переселенец.

Загрузка...

Поиск в поисковиках:

yandex.com , go.mail.ru
© 2015 - 2018
Траст. Анализ сайта xx3.kz Яндекс.Метрика