Главная


О состоянии и перспективах казахстанской науки

О состоянии и перспективах казахстанской науки
Стоковые изображения от Depositphotos

Великий ученый Альберт Эйнштейн утверждал: «Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему , если сохраните то же мышление и тот же подход , который привел Вас к этой проблеме».  Очевидно , эти слова актуальны и для современной науки , проблемы которой требуют применения новых , нестандартных подходов и решений.

Надо заметить , что проблемы реального состояния казахстанской науки , ее результаты и их востребованность реальным сектором экономики все чаще обсуждаются в прессе , вызывают научные дискуссии , генерируют публикации и порождают жаркие споры в самых разных социальных группах и коллективах . Это еще один взгляд , попытка оценить то , что есть и понять , что надо улучшать в этой сфере.

Факт , который трудно оспорить: за годы независимости сформирована казахстанская научно-инновационная система , которая включает систему высшего образования и профильные научно-исследовательские учреждения , подведомственные МОН РК и другим министерствам , научно-производственные объединения , технопарки , консалтинговые , инжиниринговые фирмы и иные юридические лица , осуществляющие научно-техническую деятельность.

Еще одним аргументом является формирование действенной законодательной базы – законы «О науке» , «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» и др. , где определены принципы государственного регулирования отношений в сфере науки и техники , программно-целевого обеспечения организации исследований , материально-технического и информационного обеспечения науки , защиты интеллектуальной собственности и международного сотрудничества.

Приняты государственные программы развития образования и науки , созданы структуры управления наукой , коммерциализацией результатов научных исследований и трансферта технологий – Высшая научно-техническая комиссия при Правительстве Республики Казахстан , Комитет науки при Министерстве образования и науки Республики Казахстан , Национальный центр государственной научно-технической экспертизы и др.

Опробованы различные инструменты государственной поддержки научных исследований , коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности и трансфера технологий , подготовки кадров для индустриально-инновационной экономики (ГПИИР).

Согласно Национальному докладу по науке (2020 г.) , в стране функционирует 384 научных организаций . Численность научных сотрудников 22,4 тыс . чел. , из них 33% имеют ученую степень: 1703 чел . – доктора наук , 4240 чел . – кандидаты наук , 1045 чел . –  доктора PhD и 317 чел . – доктора по профилю . Это 662 ученых на 1 млн . населения . Для сравнения: самая высокая плотность научных работников в мире еще в 2017 году была в Израиле , где на миллион жителей научными исследованиями занимались 8250 чел.; вторую и третью позиции занимали Дания – 7897 чел . и Швеция – 7593 чел . Плотность научных работников в 2017 г . была также высока в Республике Корее (7514 человека) , Сингапуре — 6730 чел . и Японии (5305 человек).

Эти данные отчетливо показывают , что для инновационного рывка экономики и выхода отечественной науки на мировой уровень нужно , с одной стороны , увеличивать численность высококвалифицированных научных кадров , в том числе привлекать в науку молодых талантливых ученых . С другой , необходимо создавать для них благоприятные условия для проведения исследований , чтобы избежать оттока молодых ученных за рубеж в поисках лучших условий.

Также в уже упомянутом Национальном докладе проанализирована результативность казахстанских научных организаций и ученых .  Отрадно , что растет число публикаций в рецензируемых научных журналах.  Так , за последние 5 лет наблюдается заметный рост научных публикаций в международных журналах , индексируемой базой данных Web of Science . По данным InCites (Clarivate Analytics) за 2016–2020 гг . казахстанскими учеными опубликовано 17160 научных статей . Набольшее число публикаций в области химии , инжиниринга , физики , математики , материаловедения , что указывает на наибольший потенциал наших ученых именно в этих научных областях . Более того , наблюдается рост казахстанских научных журналов , входящих в базу Scopus . Это служит свидетельством постепенного признания наших научных достижений мировым сообществом.

Определенные успехи ученых страны стоит отметить и в области патентной активности . По данным Derwent Innovations Index , Clarivate Analytics за период 2019–2020 гг . получено 126 патентов , индексируемых в базе данных Derwent Innovations Index , которые также приходятся на уже вышеотмеченные области науки и техники.

Вместе с тем сравнение технологических структур экономики Казахстана со странами ОЭСР пока складывается не в нашу пользу . Так , 65% предприятий относятся к третьему технологическому укладу (преимущественно предприятия сырьевого сектора и металлургии) , 34% относятся к четвертому укладу (предприятия машиностроения и нефтехимии) и лишь 1% предприятий соответствует пятому укладу – ИКТ , микроэлектроника , роботизация . При этом в Казахстане вообще нет предприятий , которые можно отнести к шестому технологическому укладу , где ключевой фактор – автоматизация интеллектуального труда , промышленный интернет , нано — и биотехнологии . При этом в странах ОЭСР более 60% предприятий относятся к пятому технологическому укладу и 5 % —  к шестому.

В этой связи совершенно очевидно , что важнейшая наша задача состоит в преодолении существующего технологического разрыва . Именно на этом , еще в 2012 г. , акцентировал свое внимание Первый Президент Республики Казахстан-Елбасы Назарбаев Н.А. в презентации долгосрочной Стратегии развития Республики Казахстан до 2050 года , выделив основные вызовы , которые надо преодолеть для вхождения в 30 ведущих экономик мира , в том числе: «Человечество находится на пороге Третьей индустриальной революции , которая меняет само понятие производства . Технологические открытия кардинально меняют структуру и потребности мировых рынков . Мы должны быть активными участниками этих процессов».

В преодолении существующего технологического разрыва есть несколько путей . Первый – трансфер зарубежных технологий . Но в условиях конкуренции маловероятно , что мы сможем импортировать передовые технологические решения . И такие примеры , когда запускались предприятия на основе устаревших технологий , к сожалению , у нас есть.

Конечно , нельзя полностью исключать возможность трансфера технологий , но их закуп и использование нужно тщательно просчитывать с позиций эффективности , экономической выгоды и технологической перспективы.

Второй наиболее перспективный вариант , обеспечивающий конкурентные преимущества для национальной экономики , – это создание «своих» технологий , автоматизация , роботизация и цифровизация производственных линий , обновление оборудования до уровня 4-6 технологических укладов , подготовка и переподготовка кадров , способных работать на новейшем оборудовании . И здесь нужны изменения в подходах к финансированию и управлению наукой , вузовском секторе науки , деятельности НИИ , в том числе в оснащении организаций образования цифровой инфраструктурой и современной материально-технической базой , укреплении интеллектуального потенциала науки , модернизации и оцифровке научной инфраструктуры , повышении результативности научных разработок и обеспечении интеграции в мировое научное пространство . Именно это предусмотрено в Государственной программе развития образования и науки на 2020-2025 годы.

С 2010 г . государство профинансировало более 10 000 научно-инновационных проектов на сумму более 270 миллиардов тенге .  Но , следует признать , что в сравнении с другими странами финансирование научно-инновационной деятельности все еще недостаточно – в 2019 г . это лишь 0,12% от ВВП , тогда как в Армении 0,3% , Украине – 0,5% , Белоруссии – 0,6% ,                  России – 1,2% , в странах ОЭСР – 4% , в Южной Корее –5%.

В этой связи важно поручение Президент страны К.К. Токаева на августовской конференции в 2020 г . о двукратном увеличении финансирования науки в ближайшие два года , а к 2025 г .  увеличить до 1% от ВВП.

Отрадно , что это уже реализуется на практике . Так , за полгода – с осени 2020 по апрель 2021 гг . –  только по линии МОН РК проведено 6 конкурсов научных исследований на сумму 30 млрд.тг . Расширен спектр грантового финансирования , введена системы малых и срочных грантов до 1 года , появились гранты на коллаборацию в научных исследованиях с зарубежными учеными .  Решением ВНТК увеличено количество приоритетных направлений развития науки , впервые в отдельные направления выделены естественные науки и гуманитарные науки и др.

Однако , как известно , социально-экономический эффект от научных исследований проявляется не сразу , особенно это касается фундаментальной науки . Вероятностный , неопределенный характер научных исследований , высокий риск , к сожалению , сдерживают инвестиции в науку со стороны бизнеса . В этом плане , требуется разработка эффективных стимулов для бизнес-вложений в исследования и разработки , активизации их сотрудничества с научными организациями и учеными . Необходимо привлекать в науку бизнес-ангелов , пропагандировать краудфандинг и другие эффективные финансовые инструменты.

Все еще остаются нерешенные проблемы , среди которых прозрачность распределения финансовых средств , мотивация и стимулирование деятельности ученых , в том числе молодых , качество проводимых научных исследований и др . Здесь крайне важно оперативно реагировать на возникающие проблемы и на регулярной основе совершенствовать законодательство в сфере научной , научно-технической деятельности и коммерциализации её результатов.

В этой связи отмечу недавно принятый Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам науки» .  Данный законопроект предусматривает расширение  функций Национальных научных советов в части финансирования из госбюджета проектов коммерциализации; наделение Национального центра государственной научно-технической экспертизы новыми функциями;  информирование о членах Национальных научных советов через размещение информации на сайте Национального центра государственной научно-технической экспертизы;  материальное поощрение лучших научных работников через присвоения звания «Лучший научный работник» и государственного гранта в размере 2000 МРП; участие в конкурсах на грантовое финансирование только аккредитованных субъектов научной и научно-технической деятельности; принятие решений о финансировании Национальными научными советами  открытым голосованием и только в пределах сумм , утвержденных в бюджете.

Таким образом , перспективы казахстанской науки и экономики напрямую зависят от качества работы всех и каждого , кто имеет к этому отношение: законодательных органов , Правительства и Министерств , местных исполнительных органов , структур финансирования и управления наукой и   коммерциализацией , наукоемких производств и технопарков , высших учебных заведений , Национальной академии наук Республики Казахстан и научно-исследовательские институты . Требуется усиление координации их усилий , стратегический подход к формированию научной и инновационной политики , синхронизированной с экономической политикой государства в целом . Казахстанская наука не должна отставать от потребностей практики . Напротив , она должна идти впереди , задавая тон развитию экономики . Хочется верить , что будущее у нас все же есть при совместных усилиях.

Председатель комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК , член фракции партии «Nur Otan» Джамиля Нурманбетова

По сообщению сайта Литер

© 2015 - 2018
Траст. Анализ сайта xx3.kz Яндекс.Метрика