Китай вывел на орбиту модуль будущей космической станции

Стоковые изображения от Depositphotos

Китай успешно запустил ракету-носитель с основным модулем будущей китайской орбитальной станции . Трансляция запуска велась Центральным телевидением Китая.

«Перспектива простая и понятная — Китай строит маленькую станцию типа советского «Мира» ,

— прокомментировал запуск «Газете.Ru» эксперт в области космонавтики Игорь Лисов.

«Там могут проводиться стандартные для орбитальных станций эксперименты — от наблюдения Земли до тестирования разного рода технологий на орбите . Ну и плюс медицинско-биологические исследования . Помимо этого базового блока у них будет два исследовательских модуля в следующем году , и с этого момента они будут летать , как на «Мире» летали — полугодовыми экспедициями по три человека» , — пояснил Лисов.

Запуск был осуществлен с космодрома «Вэньчан» на острове Хайнань . Для запуска использовалась самая мощная китайская ракета-носитель «Чанчжэн-5B» с 10 двигателями , работающими на жидком водороде и керосине . «Чанчжэн-5B» — это вариант китайской тяжелой ракеты «Чанчжэн-5» , специально разработанный для доставки на орбиту тяжелых элементов китайской космической станции.

Длина модуля «Тяньхэ» — около 16,6 метров , максимальный диаметр — около 4,2 метра , стартовый вес — примерно 22,5 тонны . Это самый большой и самый тяжелый космический аппарат , когда-либо построенный в Китае.

Модуль «Тяньхэ» — первый запущенный компонент и основа космической станции.

Он будет находиться на низкой околоземной орбите , позже к нему присоединятся два элемента меньшего размера , в результате чего образуется Т-образная станция . Китай планирует завершить ее создание к 2022 году.

Уже в мае на «Тяньхэ» прибудет грузовой космический корабль , а в июне — трое астронавтов . Всего планируется 11 запусков , в ходе которых на станцию будут в том числе доставлены припасы и оборудование для экспериментов.

На «Тяньхэ» будут жить астронавты , там же будут находиться элементы управления и контроля , шлюзовая камера для выхода в открытый космос и порт для будущих кораблей с грузами и экипажем . Чтобы облегчить экипажу перемещение во время выходов в открытый космос , модуль оснащен специальными поручнями.

Полностью собранная станция будет весить 66 тонн — почти как 1/6 МКС . По размерам она будет почти вдвое меньше российской станции «Мир» , затопленной в Тихом океане в 2001 году.

По заявлениям китайских властей , кандидаты для полета на станцию уже отобраны и проходят подготовку . В ходе полета им придется несколько раз выйти в открытый космос , чтобы установить связь с модулем «Тяньхэ» на орбите.

Станция рассчитана на эксплуатацию в течение более 10 лет . После завершения сборки на станции смогут постоянно находиться три астронавта , а при смене экипажа возможно кратковременное пребывание шести астронавтов.

Основной модуль имеет внутренний жилой объем около 50 м3 . При использовании всех трех модулей жилой объем увеличится до 110 м3 . Для сравнения , по данным NASA , жилое пространство МКС составляет 388 м3.

Модуль Вэньтянь , запуск которого запланирован на 2022 год , будет иметь более просторный шлюз для выхода в открытый космос , а также роботизированный манипулятор для перемещения предметов и проведения научных экспериментов за пределами станции.

Другой исследовательский модуль , Мэнтянь , похож на Вэньтянь , но оснащен специальным шлюзом для перемещения грузов и инструментов между внутренней и внешней частями станции.

Ранее «Роскосмос» назвал сроки размещения российской национальной станции на орбите — по словам исполнительного директора «Роскосмоса» по перспективным программам и науке Александр Блошенко , полностью развернуть на орбите эту станцию планируется в два этапа до 2035 года . Разговоры о создании российской станции ведутся уже не первый год , но сейчас , в свете грядущего выхода России из проекта МКС в 2025 году , к ним оказалось приковано внимание гораздо большего количества людей , чем раньше.

Говорить о конкретных перспективах российской станции , впрочем , пока рано.

«Китайская станция явлена нам в реальности , российская — пока на бумаге» , — отметил Лисов.

По заявлениям генерального директора «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина , строительство первого базового модуля пока только началось . К 2025 году планируется подготовить его к запуску на орбиту.

По сообщению сайта Газета.ru