Главная


Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 мая 2023 года №349

Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 мая 2023 года №349
Стоковые изображения от Depositphotos

В соответствии с подпунктом 5) статьи 19 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной , градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» , в целях обеспечения комплексного развития города Алматы Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1 . Утвердить прилагаемый проект Генерального плана города Алматы (включая основные положения) , одобренный маслихатом города Алматы.
2 . Признать утратившими силу:
1) постановление Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 2002 года №1330 «О Генеральном плане города Алматы»;
2) постановление Правительства Республики Казахстан от 22 апреля 2004 года №452 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 2002 года №1330».
3 . Настоящее постановление вводится в действие со дня его первого официального опубликования.

Премьер-Министр
Республики Казахстан
А . Смаилов

Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 3 мая 2023 года №349

Генеральный план развития города Алматы
(включая основные положения)

Глава 1 . Общие положения

Генеральный план города Алматы (далее – Генеральный план) является основным градостроительным документом , определяющим направления перспективного комплексного развития , планировочной организации территории , системы социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры города.
Генеральный план разработан в соответствии с требованиями Земельного , Экологического кодексов , законов Республики Казахстан «Об архитектурной , градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» , «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» , «Об особом статусе города Алматы» и других законодательных актов и нормативных документов Республики Казахстан , относящихся к сфере градостроительного проектирования.
Схема Генерального плана (основной чертеж) выполнена в границах перспективного территориального развития согласно приложению к настоящему Генеральному плану.
Генеральным планом приняты следующие проектные периоды:
1) исходный год – на 1 января 2020 года;
2) первая очередь строительства – 2030 год;
3) расчетный срок – 2040 год.

Глава 2 . Назначение Генерального плана

Генеральный план разработан с учетом взаимосвязанности Алматы и Алматинской агломерации.
Генеральный план определяет:
1) основные направления развития территории города Алматы (далее – город) , включая социальную , рекреационную , производственную , транспортную и инженерную инфраструктуры , с учетом природно-климатических , сложившихся и прогнозируемых демографических и социально-экономических условий;
2) функциональное зонирование и ограничение на использование территорий этих зон;
3) меры по защите территории от опасных (вредных) воздействий природных и техногенных явлений и процессов , улучшению экологической обстановки;
4) основные направления по разработке транспортного раздела , генеральную схему улично-дорожной сети и комплексную схему организации дорожного движения;
5) иные меры по обеспечению устойчивого развития города.
Генеральный план является основой для разработки и осуществления перспективных и первоочередных программ развития городской инфраструктуры , сохранения и развития территорий природного комплекса , реконструкции жилых и реорганизации производственных территорий , развития общественных , деловых и культурных центров , объектов туризма и отдыха , комплексного благоустройства и эстетической организации городской среды , разработки и реализации градостроительных планов развития территорий административных районов и других территориальных единиц Алматы , проектов планировки и застройки города.
Генеральный план является основой для разработки:
1) долгосрочных и краткосрочных программ социально-экономического развития города;
2) комплексных схем развития электроснабжения , теплоснабжения , водоснабжения и других инженерных систем;
3) комплексной транспортной схемы города (далее – КТС);
4) проектов детальной планировки и застройки территории города по реализации утвержденного Генерального плана;
5) комплексных планов застройки на краткосрочные периоды;
6) программ реконструкции и развития жилых , производственных и коммунально-складских территорий;
7) планов сохранения и реабилитации исторической застройки и объектов исторического и культурного наследия;
8) программ развития территорий рекреационных зон и озеленения;
9) планов комплексного благоустройства и преобразования общественных пространств;
10) правил застройки города.

Глава 3 . Социально-экономическое развитие

Параграф 1 . Демография
Численность населения в пределах административных границ территории города составила в исходном году 1916,82 тыс . человек.
Прогноз численности населения города на расчетный срок выполнен с учетом объективно происходящих изменений в естественном и миграционном движении населения.
Перспективная численность населения определена методом статистической экстраполяции с учетом оптимального включения населения в трудоспособном возрасте в деятельность во всех сферах социально-экономической деятельности.
Проектная численность населения города Алматы составит:
1) первая очередь строительства (2030 г.) – 2500 тыс.чел.;
2) расчетный срок (2040 г.) – 3000 тыс.чел..
Общий прогнозный прирост населения составит по периодам проектирования:
первая очередь строительства (11 лет) –583 тыс.чел.;
расчетный срок (10 лет) – 500 тыс.чел.
Население в трудоспособном возрасте к концу расчетного срока составит 66,5 % от численности населения города.

Параграф 2 . Жилищно-гражданское строительство
Жилищный фонд города Алматы составляет в исходном году 45707,3 тыс . м2 при средней обеспеченности всего населения города общей площадью – 23,8 м2 на одного жителя.
Основные направления комплексного формирования жилой среды предусматривают доведение обеспеченности жильем всего населения города к расчетному сроку до 28,6 м2 общей площади на одного человека на расчетный срок , т.е . с приростом на 4,8 м2 на одного человека и для расчета объемов нового жилищного строительства общая площадь принята в размере 30 м2/чел . на первую очередь и 33 м2/чел . на расчетный срок.
Объем нового жилищного строительства за период 2020 – 2040 годы составит 45607,5 тыс . м2 общей площади , в том числе в домах с приусадебными участками – 1002,9 тыс . м2 , в малоэтажных застройках типа таунхауз (2-3 этажа) — 3557,8 тыс . м2 и многоквартирных многоэтажных домах – 41046,8 тыс . м2 общей площади , в том числе в период первого этапа строительства (2020 – 2030 годы) жилищный фонд новых домов составит 22118,9 тыс . м2 общей площади , из них в домах с приусадебными участками – 478,1 тыс . м2 , среднеэтажных домах (таунхаузах) – 1725,1 тыс . м2 и многоквартирных многоэтажных домах – 19906,7 тыс . м2 общей площади.
Сфера общественного обслуживания . Генеральным планом предусматривается развитие социальной сферы с учетом новых социально-экономических и градостроительных условий в направлении достижений нормативных показателей обеспеченности населения бесплатными услугами социально значимых объектов в сочетании с развитием негосударственных форм обслуживания.
Объемы нового строительства объектов общественного обслуживания города Алматы составят на период до 2040 года 12327,83 тыс . м2 общей площади . Общий фонд общественной застройки на 2040 год достигнет 20356,26 тыс . м2 общей площади , что эквивалентно 6,78 м2 общей площади на человека при существующем показателе на 2020 год 4,2 м2 на человека , т.е . увеличится на 2,58 м2 на человека с учетом перспективного прироста численности.

Параграф 3 . Экономическая деятельность
Генеральным планом определены следующие приоритетные направления экономики города:
1) развитие новых технологических и системообразующих производств с большим мультипликативным эффектом , в том числе реализация «прорывных» инвестиционных проектов;
2) повышение эффективности деятельности и экономической отдачи добывающего сектора;
3) развитие многоуровневой системы обслуживания населения;
4) развитие системы современного образования , подготовки и переподготовки кадров , соответствующих реальным экономическим условиям;
5) создание доступной и конкурентоспособной системы здравоохранения;
6) развитие транспортно-коммуникационной инфраструктуры , способной удовлетворять потребность экономики и населения в транспортных услугах;
7) стимулирование перехода на энергосберегающие технологии и зеленую экономику.

Параграф 4 . Развитие города как научно-инновационного центра
Алматы имеет самую мощную в республике интеллектуально-научную базу: здесь находится 229 научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделений , проводятся фундаментальные исследования в области ядерной медицины , развития космических технологий , новейшего программного обеспечения , развития ресурсосберегающих технологий и другие.
Основными приоритетными направлениями развития науки в городе являются такие сферы , как ядерная наука , биомедицинская наука и технологии; исследования в области изучения природных ресурсов; сельскохозяйственная наука и технологии; охрана окружающей среды и другие.
Параграф 5 . Модернизация промышленных зон города
В настоящее время в городе Алматы под промышленными зонами и участками с производственной застройкой занято 3540 га территории , из них под промышленными предприятиями и организациями – 3323 га , под предприятиями по производству и распределению электроэнергии , газа и воды – 217 га.
В ближайшую перспективу , до 2030 года , площадь промышленных зон города увеличится на 990 га за счет новой индустриальной зоны (далее – ИЗ) в северо-восточном направлении города Алматы (790 га) и развития ИЗ в Алатауском районе города Алматы на 200 га , а также получит свое дальнейшее развитие производственная территория парка информационных технологий в поселке Алатау Медеуского района общей площадью 166,4 га.
К концу проектного периода (2040 год) в социально-экономических отраслях города прогнозируется иметь 1230 тысяч рабочих мест.

Глава 4 . Градостроительное развитие
В градостроительной концепции Генеральный план развития города Алматы предполагает:
1) на первоочередной срок ускорение процесса кардинальной модернизации городской среды в пределах существующей его границы;
2) планомерную передислокацию населения из менее благоприятных для жизнедеятельности территорий в более экологически устойчивые и благоустроенные районы города;
3) резервирование периферийных территорий (прилегающих к БАКАД) и подготовку их для перспективной инновационно-урбанизированной комплексной застройки «зелеными» кластерами различного варианта (селитебной , экологически благоприятной производственной и другими зонами);
4) проведение градостроительной политики по сохранению исторического колорита застройки в центре города и других исторических планировочных районах;
5) размещение объектов социального и культурно-бытового назначений и рекреации первичного и вторичного уровня обслуживания в районах проживания населения с учетом нормативной доступности и эффективного обслуживания населения;
6) формирование общественных центров по новым принципам обслуживания населения , соответствующего по оперативности , качеству , доступности , прозрачности , легитимности , ответственности и т.п.;
7) восстановление в исторической части города систем пешеходных связей , развитие пешеходных связей в остальной части города в увязке с системой рекреационных площадок города;
8) развитие в гармоничном сочетании промышленных и сервисных функциональных зон для их рационального и эффективного освоения , в результате упрочение социально-экономической основы города-центра , при этом от 20 до 50 % размещение мест приложения труда в районах проживания населения;
9) планомерную модернизацию городской транспортной системы на основе проведения глубокой и всесторонней научно-исследовательской работы по изучению сложившихся систем транспорта города и пригородной зоны , зарубежного опыта в данном аспекте и прогнозирования его развития посредством анализа вариантов показателей системы моделирования;
10) проведение глубокой и всесторонней научно-исследовательской работы по изучению сложившейся экологической обстановки и на основе изучения зарубежного опыта по данному вопросу выработку прогнозных предложений по оздоровлению экологической среды города;
11) подготовку программ и планомерную их реализацию по защите населения города от опасных природных и техногенных процессов;
12) другие меры , направленные на решение первоочередных вопросов жизнедеятельности города.
Жесткое регулирование застройки водоохранных зон и территорий горных прилавков способствует восстановлению естественных природных ландшафтных компонентов (своего рода «легких» города) с целью обеспечения возможности циркуляции горных бризовых потоков в пределах предгорных территорий и формирующих благоприятные микроклиматические условия городской среды.
Организация постоянного водотока по всем водным артериям города , в том числе и комплексное благоустройство городского пространства с увеличением площади зеленых насаждений за счет облагораживания существующих зеленых массивов (роща Баума , территории кладбищ , санитарно-защитной зоны , а также другие озеленяемые территории) и планирования новых площадок под зеленые насаждения общего пользования.
Критерии устойчивого градостроительного развития города:
1) экологическая безопасность среды жизнедеятельности и устойчивости природного комплекса города с увеличением озелененных территорий общего пользования с 6,9 м2/чел . в 2020 году до 16,05 м2/чел . в 2040 году;
2) формирование и застройка территории города , крупнейшего и красивейшего города Республики Казахстан с возрождением былой славы города Алматы как города-сада;
3) культурная преемственность градостроительных решений , пространственного единства , выразительности , гармонии и средового разнообразия города;
4) надежность и безопасность транспортной и инженерной инфраструктур города;
5) комплексное решение жилищной проблемы , реконструкция и развитие жилых территорий , формирование комфортной жилой среды;
6) эффективное использование производственных территорий;
7) развитость и доступность системы общественных административных , деловых , культурных , торговых , обслуживающих , досуговых спортивных и рекреационных центров с увеличением фонда площадей объектов в системе общественных центров с 8,03 до 25,72 млн . м2 общей площади к 2040 году.
Основные направления градостроительного развития Алматы должны обеспечить выполнение следующих задач:
1) сохранение и регенерация историко-культурного наследия города;
2) сохранение и развитие территорий природного комплекса;
3) развитие системы зелҰных насаждений общего пользования;
4) развитие единой системы территорий общегородских общественных центров;
5) развитие сети локальных многофункциональных центров города (полицентров);
6) основные направления градостроительного развития центрального планировочного ядра Алматы.
Реализация данных мероприятий обеспечит экономический рост города , решение накопившихся социальных проблем , внедрение гармонизированных между собой процессов пространственного планирования и реализацию конкретных проектов через внедрение новых градостроительных инструментов и подходов . Одним из подобных успешных инструментов в мире является полицентричная модель развития территории , позволяющая качественно наполнить городскую среду , соблюсти баланс жилых , социальных , общественно-деловых , промышленных и других зданий и сооружений , рационально использовать земельные и другие ресурсы , а также обеспечить принципы опережающего развития через инструменты развития инфраструктуры . Для привлечения населения в районы города , которые будут модернизироваться или застраиваться новым жильем , одними из важнейших условий станут доступный общественный транспорт и качественные коммунальные услуги , а также создание новых рабочих мест.

Глава 5 . Транспортная инфраструктура
Транспортная инфраструктура должна обеспечить комфортную доступность территорий города , безопасность и надежность внутригородских , пригородных и внешних транспортных связей в условиях прогнозируемого роста демографических и социально-экономических показателей , подвижности населения , изменения объемов пассажирских и грузовых перевозок , бесконфликтного включения новых альтернативных видов транспорта , ужесточения экологических требований . Эти задачи требуют развития единой транспортной системы города , обеспечивающей взаимодействие и взаимодополняемость немоторизированных способов перемещения (пешеходное и велосипедное движение) , общественного и индивидуального транспорта , городских , пригородных и внешних транспортных систем , а также предоставление возможности потребителям альтернативного выбора видов транспортного обслуживания.
Развитие систем пригородного и внешнего транспорта предусматривает:
1) создание современных терминальных и логистических комплексов по обслуживанию пассажиров и перевалке грузов , предусматривающих удобный доступ для различных транспортных систем и городского транспорта;
2) строительство автовокзальных комплексов (Западный , Северный и Восточный автовокзалы , железнодорожный вокзал «Алматы-2») с перехватывающими парковками , обслуживаемых городскими системами массовых скоростных пассажирских перевозок , и т.д.

Глава 6 . Инженерная инфраструктура

Параграф 1 . Водоснабжение
Генеральный план предусматривает сохранение и развитие действующей зональной системы водопровода с увеличением его производительности до 1100,2 тыс . м3/сут . хозяйственно-питьевого , производственного и противопожарного водопровода.
Для водоснабжения необходимы строительство новых и реконструкция существующих водоводов и сетей общей протяженностью на 2030 год – 1007,0 км (восстановление – 395 км и новое строительство – 612,0 км) и дополнительно на 2040 год — 2295,0 км (восстановление – 750,0 км и новое строительство – 1545,0 км).

Параграф 2 . Водоотведение
В части развития канализационной системы Генеральным планом предусмотрено повышение надежности функционирования системы канализации с доведением ее общей мощности до 920,0 тыс . м3/сут.
Для водоотведения необходимы строительство новых и реконструкция существующих коллекторов и канализационных сетей общей протяженностью на 2030 год – 786,0 км (восстановление – 391,0 км и новое строительство – 395,0 км) и дополнительно на 2040 год – 1385,0 км (восстановление – 760,0 км и новое строительство – 625,0 км).

Параграф 3 . Теплоснабжение
Основным направлением развития системы теплоснабжения (далее – СТС) города Алматы в Генеральном плане явились:
1) совершенствование , техническое перевооружение и развитие сложившихся СТС , создание новых СТС на базе современных технологий и оборудования;
2) внедрение в зоне децентрализованного теплоснабжения современных , высокоэффективных нетрадиционных источников тепла и электроэнергии для нужд теплоснабжения отдельных потребителей (около 10 % от общей тепловой нагрузки в зоне децентрализованного теплоснабжения).
Использование экологически чистых нетрадиционных источников теплоснабжения наряду с традиционными котельными на органическом топливе (главным образом – природном газе) в зонах децентрализованного теплоснабжения.

Параграф 4 . Электроснабжение
Генеральный план предусматривает следующие направления развития системы электроснабжения города:
Развитие источников генерации:
1) модернизация Алматинской ТЭЦ-2 с увеличением электрической мощности и строительством ПС 220 кВ АТЭЦ-2;
2) реконструкция ТЭЦ-3 с увеличением электрической мощности и возможностью работы в маневренном режиме;
3) расширение АТЭЦ-1 с увеличением электрической мощности.
Вовлечение возобновляемых источников электроэнергии – строительство двухцепной линии 220 кВ от ПС Кокпек до ПС Бесагаш для передачи электроэнергии от электростанций , использующих возобновляемые источники электроэнергии (далее – ВИЭ) Юго-Восточной части Алматинской области.
При вводе в работу ТЭЦ после модернизации и реконструкции дефицит мощности по Алматинскому энергоузлу значительно сократится с 750 МВт до 200 МВт с постепенным возрастанием дефицита к 2040 году до 1000 МВт . Покрытие дефицита осуществляется от Экибастузского энергоузла по существующим сетям 220-500 кВ от системных ПС 500 кВ Алма и Алматы.
Основными направлениями в развитии системы электроснабжения города являются:
1) реконструкция и строительство ПС и ЛЭП 220-110 кВ для обеспечения выдачи мощности модернизируемых и реконструируемых электростанций ТЭЦ-2 , ТЭЦ-3 , ТЭЦ-1;
2) реконструкция и техническое перевооружение электрических сетей и сооружений в зоне существующей застройки с учетом перспективы , снятие ограничений на подключение потребителей;
3) поэтапный перевод воздушных ЛЭП-110-220 кВ в кабельные;
4) сооружение новых ПС 110/10 кВ закрытого типа , реконструкция существующих ПС 35-110 кВ с увеличением мощности силовых трансформаторов для электроснабжения существующей и новой застройки;
5) строительство и переустройство электрических сетей на присоединенных к городу Алматы территориях;
6) реконструкция электрических сетей 6-10 кВ с целью снижения физического износа;
7) внедрение концепции «умный город» , создание умных сетей и систем хранения электроэнергии;
8) внедрение энергосберегающих мероприятий во все сферы потребления с введением дифференцированных тарифов за пользование электроэнергией;
9) принятие системных мер по регулированию деятельности компаний , осуществляющих майнинг;
10) использование маломасштабных объектов ВИЭ домохозяйствами , малым и средним предпринимательством , в том числе для решения вопросов электроснабжения удаленных населенных пунктов от электросетевой инфраструктуры.

Параграф 5 . Газоснабжение
Генеральным планом решаются вопросы обеспечения природным газом потребителей всех категорий в полном объеме , определенном на расчетный срок . Для обеспечения прогнозируемого потребления газа с соблюдением требований нормативных документов по размещению объектов и сооружений системы газоснабжения проектом предусматриваются:
1) развитие газотранспортной системы национальным оператором (строительство газопровода перемычки TIP-04 для завершения реализации проекта «Вынос мощностей ГРС-2 города Алматы» и подачи природного газа на АТЭЦ-2 и ТЭЦ-3);
2) реконструкция газопроводов города Алматы с закольцовкой распределительных газопроводов высокого и среднего давления;
3) прокладка газопроводов высокого , среднего и низкого давления для объектов нового строительства по районам;
4) развитие распределительных газопроводов высокого и среднего давления для подачи природного газа на теплоисточники (групповые котельные) районов нового строительства , включая подводящий газопровод к индустриальной зоне-2 , протяженностью до 2030 года – 100,0 км , до 2040 года – 550,0 км;
5) строительство автомобильной газонакопительной компрессорной станции за счет инвесторов.
Расчеты расходов газа в Генеральном плане выполнены с учетом потребления энергоисточников и на расчетный срок могут составить 3000 млн . м3/год.

Глава 7 . Оценка воздействия на окружающую среду
К экологическим требованиям градостроительного развития города Алматы относятся:
1) радикальное оздоровление среды жизнедеятельности в зонах ее устойчивого экологического дискомфорта , прежде всего в центральной части , юго-восточном , восточном и южном секторах города;
2) защита существующих территорий природного комплекса от неблагоприятных антропогенных воздействий , реализация мер по реабилитации и воссозданию утраченных в результате хозяйственной деятельности долин малых рек , а также формированию новых зеленых массивов на резервных территориях;
3) сокращение площади и реабилитация территорий промышленных зон;
4) повышение комфортности среды жизнедеятельности , в том числе путем озеленения территории и улучшения мезоклиматических и микроклиматических условий в жилых и общественных зонах города.
Необходимыми условиями выполнения экологических требований к градостроительному развитию города Алматы являются:
1) ликвидация зон экологического риска , создающих существенную угрозу безопасности здоровья населения;
2) разработка и реализация комплексных программных мер по планомерному приведению водоохранных полос и зон города в соответствие с требованиями экологического законодательства;
3) организация постоянного водотока по всем водным артериям города , в том числе и широтного направления , создающего благоприятные микроклиматические условия и способствующего улучшению воздушной циркуляции;
4) осуществление мер по санации , реабилитации , реорганизации территорий , подвергшихся сильной техногенной нагрузке (территории несанкционированных свалок , зон загазованности и шумового дискомфорта при магистральных территориях и т.п.);
5) снижение валовых выбросов вредных веществ от стационарных и передвижных источников эмиссий в результате внедрения новых экологически чистых технологий;
6) развитие системы производственного мониторинга на предприятиях города Алматы за выбросами предприятий и автотранспортных средств и пр;
7) внедрение экологически чистых малоотходных и безотходных технологий , бессточных циклов производств , оснащение объектов промышленности , энергетики , городского хозяйства современным газоочистным , пылеулавливающим и водоочистным оборудованием с высоким КПД;
8) изменение структуры используемых видов моторного топлива за счет увеличения числа автомобилей , работающих на топливе с высокими стандартами качества Евро-4 и выше;
9) обеспечение соблюдения стандартов качества питьевой воды и очистки производственных и коммунальных сточных вод и поверхностного стока;
10) переход автотранспорта города на более чистые виды топлива и совершенствование транспортной системы города за счет оптимального развития общественного транспорта;
11) для оздоровления экологической обстановки в городе и зонах , наиболее загруженных транспортными потоками улиц совершенствование городской системы развития уличной сети;
12) строительство объездных автомагистралей с преимущественным движением грузового транспорта и смешанным движением.

Приложения см . https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000349

По сообщению сайта Nomad.su

© 2015 - 2018
Траст. Анализ сайта xx3.kz Яндекс.Метрика