Главная


Как развивается сфера туризма

Как развивается сфера туризма
Стоковые изображения от Depositphotos

Фото предоставлено пресс-службой Комитета туристской отрасли при президиуме НПП «Атамекен»

«Туризм должен стать одним из прибыльных видов бизнеса, оказывающих мультипликативный эффект для всех заинтересованных сторон – государства, бизнеса и работников» , – сказал первый заместитель премьер-министра Роман Скляр , выступая на коллегии министерства туризма и спорта в феврале 2024 года . По его мнению , работа в регионах ведется недостаточными темпами , и основной вопрос заключается в незаинтересованности акиматов и отсутствии должного финансирования . В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz председатель Комитета туристской отрасли при президиуме НПП «Атамекен» Юлия Якупбаева рассказала о том , как развивается сфера туризма в Казахстане , а также поделилась мнением о том , что нужно сделать для ее дальнейшего роста .

— Юлия , расскажите, какие тренды существуют в туристской отрасли? Как глобальное турсообщество приспосабливается к этим изменениям?

— Как и любая сфера , туризм , естественно , развивается и претерпевает изменения . Большое влияние на текущую картину в отрасли оказал COVID . Многие люди заинтересовались внутренним туризмом взамен выездного. Расширились возможности для бизнеса . Информация в сетях о наличии новых мест притяжения стала намного доступнее , сформировалась культура отзывов и квазирейтингов.

В этих условиях многим туристам стало проще планировать свои туры самостоятельно , не подстраиваясь под имеющиеся программы туроператоров . Возникли приложения , которые позволяют найти тур практически в любой точке мира , и появилась конкуренция за туриста . Сама линейка туров расширилась: достаточно много дестинаций (destination – направление с англ.) , которые предлагают не только осмотр достопримечательностей , но и игровой формат , квесты , гастротуры , агротуры , туры для детей , иммерсивный театр и так далее .

На фоне овертуризма (перенасыщение избыточным потоком туристов – Ред.) в наиболее посещаемых локациях многие гости хотят спокойного отдыха в красивом комфортном окружении . Растет спрос и на экотуризм.

Турсообществу в этих условиях приходится активно осваивать цифровизацию: от формирования турпродукта до его продвижения и общения с клиентами . Появляются новые глобальные и локальные игроки . В выигрыше будут те субъекты бизнеса , которые максимально гибко подойдут к вопросу и смогут создать своего рода «конструкторы» туров хорошего качества под любой запрос.

— Наблюдается ли в сфере туризма РК тренд на инклюзивность (для туристов с особыми потребностями)? Проводится ли какая-либо работа в этом направлении?

— К сожалению , я не могу сказать , что в Казахстане имеется тренд на инклюзивность . Не только в туризме , а в инфраструктуре в целом . Да , уже есть продвижение в этом направлении: утверждены стандарты «Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями . Общие требования» и «Доступные места (средства) размещения для туристов с ограниченными физическими возможностями . Общие требования» . Однако для того , чтобы инфраструктура стала реально доступной для туристов с особыми потребностями , требуется приложить еще немало усилий как со стороны бизнеса , так и государства.

Думаю , хорошим драйвером в этой работе стала бы премия на «Лучшее пространство для жизни» , которую мы хотим организовать совместно с сообществом Green Urban.

— Какие меры господдержки сферы туризма существуют в Казахстане? Как бы вы оценили их эффективность?

— Предпринимателям предусмотрено возмещение части затрат по нескольким направлениям: на строительство и реконструкцию туробъектов , а также объектов придорожного сервиса , содержание санитарных гигиенических узлов (СГУ) , приобретение транспорта туристского класса или горнолыжного оборудования . Предусмотрено субсидирование туроператоров за каждого ввезенного интуриста (иностранного туриста – Ред.).

Наиболее востребованные из этих мер – субсидирование туроператоров и содержание СГУ . Что касается строительства и реконструкции объектов , то предлагаемые 10% не слишком стимулируют бизнес , поскольку выплата отсрочена по времени , затраты на строительство – значительные , а срок окупаемости – длительный .

Кроме того , есть меры , направленные не на поддержку субъектов бизнеса напрямую , а предназначенные стимулировать граждан Казахстана путешествовать внутри страны и останавливаться в гостиницах . Например , бесплатный перелет для детей в рамках программы Kids Go Free.

В настоящее время мы работаем совместно с МТС (министерство туризма и спорта – Ред.) над тем , чтобы повысить эффективность уже имеющегося набора мер поддержки .

— В феврале 2024 года первый заместитель премьер-министра Роман Скляр поручил акиматам сформировать Дорожные карты по развитию туристических объектов . Был ли у вас опыт подготовки таких карт? Что должно быть в них в первую очередь , по вашему мнению?

— Честно говоря , большая благодарность Роману Васильевичу за такое поручение . Мы уже не первый год поднимаем вопрос о необходимости ежегодных инвентаризаций популярных турмаршрутов на предмет их готовности к сезону . Работа ведется с участием бизнеса и РПП (региональные палаты предпринимателей – Ред.) . Ряд МИО (местные исполнительные органы – Ред.) идут на контакт , нас поддерживает и профильное министерство . По результатам инвентаризаций делается Дорожная карта (ДК) . Например , такую карту мы согласовали по озеру Алаколь.

ДК – это обоюдное согласие решать совместно определенные вопросы в четко установленные сроки . Три года подряд мы подписывали Дорожные карты совместно с МТС и нацкомпанией Kazakh Tourism . Есть опыт заключения Дорожной карты с министерством экологии.

По опыту могу сказать , что в ДК включаются по несколько наиболее острых вопросов в ряд разделов . Это могут быть в случае необходимости и законодательные изменения , и вопросы создания условий для развития и продвижения турпродуктов , обязательно всегда – инфраструктурные проблемы . Инфраструктура – это главное условие хорошего турпродукта , вопросы кадрового обеспечения и многие другие насущные задачи . Мы всегда формируем наши карты по запросу , сигналам бизнес-сообщества . По исполнению этих ДК перед бизнесом и отчитываемся .

Надеюсь, что поручение первого заместителя премьер-министра также будет реализовываться при нашем участии . Материал и предложения от бизнеса у нас всегда есть.

— Как вы думаете , что нужно сейчас развивать в туристской отрасли в первую очередь?

— Несколько лет назад мы поднимали вопрос о необходимости введения рейтинга дестинаций 5А, который является понятным ориентиром для туристов из восточных стран . В частности , если в качестве одной из основных целевых аудиторий туристов в нашей стране мы определяем гостей из Китая и Южной Кореи , то система 5А у них очень распространена и применяется для оценки не только гостиниц и ресторанов , но и достопримечательностей . Это позволило бы повысить и качество сервиса , о котором сегодня так много говорится.

Также важно работать над улучшением транспортной доступности дестинаций (авиа , ж/д , авто) , приводить в порядок аэропорты , вокзалы и автовокзалы.

В мире набирает все большую популярность все , что связано с устойчивым развитием , экологичностью , зеленым развитием . И Казахстан не может остаться здесь в стороне . Что нужно делать предпринимателям и государству? Нам надо работать над использованием «чистого» транспорта , в то время как транспортный парк в Казахстане сейчас изношен . Необходимо расширять практику строительства троп в национальных парках и других популярных дестинациях . Работать с проблемой мусора и обеспечения инфраструктуры питания .

Для развития устойчивого туризма нужно также более активно привлекать местное сообщество , тем самым создавая рабочие места и дополнительные доходы непосредственно в турдестинациях . Мы активно работаем с Минэкологии в рамках совместной Дорожной карты , но игроков в этом вопросе намного больше.

В целом туристы в республике больше не редкость . Они хотят расширять свои впечатления , открывать Казахстан , и это большой плюс , которым нужно пользоваться . По примеру других стран нам надо создавать систему стимулов для развития новых интересных турмаршрутов и турпродуктов , формирования дизайн-кодов городов и их сувенирной линейки . Это должна быть комплексная программа , включающая стимулирующие и мотивационные меры для компаний , которые разрабатывают разнообразные туры (этно, эко , агро , технологические , производственные , промышленные , гастро , сельские и другие) . В таком виде туризм действительно станет драйвером для вовлечения малого и среднего бизнеса и регионов.

— Роман Скляр также напомнил , что по поручению главы государства утверждена Концепция развития туристской отрасли РК на 2023-2029 годы , в которой заложено увеличение занятости в отрасли до 800 тыс . человек к 2029 году . Как вы считаете , насколько это реально?

— На январь 2024 года в туристской отрасли заняты 501 623 человека . Их число ежегодно растет – так же , как и остальные показатели . Нужно отметить , что в этой сфере есть и сезонные сотрудники , которые работают в местах размещения сезонных курортных зон: Алаколь , Балхаш и так далее.

Хотя количество иностранных туристов растет , равно как и уровень мобильности населения Казахстана , думаю , что целевые индикаторы по количеству занятых , заложенные в Концепции к 2029 году , скорее всего , будут достигнуты.

К каким туристическим местам ремонтируют дороги?

Для строительства визит-центра в Улытау выделено 718 млн тенге

Опыт Smart Aqkol , рабочий график на госслужбе , перспективы Абу-Даби Плаза

Подпишитесь на недельный обзор главных казахстанских и мировых событий

По сообщению сайта kapital.kz

© 2015 - 2018
Траст. Анализ сайта xx3.kz Яндекс.Метрика