Главная


В Казахстане запускают социально-образовательную платформу для подростков

В Казахстане запускают социально-образовательную платформу для подростков
Стоковые изображения от Depositphotos

Фото: Руслан Пряников

В 2023 году в РК насчитывалось 3 426 тыс . пользователей интернета с мобильных устройств в возрасте 5-17 лет . Об этом сообщают представители Influencers.kz – нового социально-образовательного проекта для подростков . В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz основатель и CEO Influencers.kz Максат Кузембаев рассказал об уникальности проекта , вложенных инвестициях и о том , что происходит на рынке дополнительного образования. 

— Максат , перед запуском проекта вы проводили анализ рынка – расскажите об этом подробнее .

— Мы начали проверять мою гипотезу через CustDev и глубинные интервью , чтобы не допустить популярных ошибок предпринимателей . На этом настояли участники моей мастермайнд-группы (групповой формат работы , где участники обмениваются идеями, помогают друг другу выполнять задачи – Ред.) , за что я им очень благодарен . Мы начали изучать рынок дополнительного образования: узнали средний чек , ёмкость рынка и его потенциал роста . Поняли , что с рождаемостью у нас тоже всё хорошо: на конец 2023 года в РК было 3 426 тыс . пользователей интернета с мобильных устройств в возрасте 5-17 лет , а это почти 25% населения нашей страны. 

После этого запустили анкетирование среди друзей и родственников. Затем мы подумали , что результаты могут отличаться от уровня доходов , региона и состава семьи . Тут нам на помощь пришло исследовательское агентство ZimaBlue, которое имело нужную нам базу респондентов . Так мы в кратчайшие сроки получили результаты опроса ещё от 500 родителей со всего Казахстана.

Наша целевая аудитория – подростки 12-17 лет . Хотя в нее не входят дети 5-12 лет, ответы были идентичными в обеих группах респондентов . Таким образом , тренд по выявлению интересов и сложностям в коммуникации с детьми и подростками наблюдается с пятилетнего возраста.

Мы также хотели понять , что современные родители желали бы развить в своих детях.

Таким образом , мы подтвердили свою гипотезу о том , что продукт , над которым планируем работать , имеет спрос.

— А как бы вы оценили рынок социально-образовательных платформ Казахстана?

— Рынок образовательных услуг активно растёт , им определенно надо заниматься . Мы выбрали soft-подход: не применяем жестких условий и правил для выполнения домашних заданий и всего остального. Достаточно иметь смартфон и заниматься во внешкольное время по 15-20 минут в день.

На хобби и дополнительное образование в крупных городах родители готовы выделять порядка 50 тыс. тенге в месяц . В городах поменьше эта сумма едва достигает 10 тыс. тенге . В Алматы и Астане также нет проблем с выбором кружков и секций , чего не сказать о небольших городах.

Я бы сказал , что ситуация в образовании у нас плачевная , и это касается дополнительного образования . Взять , к примеру , IT-курсы . Ученики скорее воспользуются англоязычными зарубежными ресурсами . Потому что на русском языке хромает качество контента . А на казахском языке курсов практически нет , как и специалистов , которые могли бы все это освещать . В сфере творческих профессий – аналогичная ситуация. 

Важно подчеркнуть , что социально-образовательных платформ у нас практически нет . Это одна из причин , почему мы заходим на этот рынок . Поясню разницу: образовательная платформа – это когда человек обучается и платит за это деньги. Мы же планируем предоставлять обучение в большей степени для подростков из регионов . Чтобы у учеников со всей страны были равные возможности в плане доступа к знаниям . При этом пользователи не будут ничего платить – наши курсы будут бесплатными.

— За счет чего будет происходить монетизация проекта? Расскажите о вашей бизнес-модели.

— Мы хотим вовлечь бизнес-сообщество в нашу миссию по повышению доступности образования для подростков по всему Казахстану . Монетизация проекта будет работать следующим образом: компания «А» выкупает некоторое количество грантов, а мы занимаемся продакшном (производством – Ред.) , дистрибуцией и обучением. 

При этом компания не просто делает пожертвование или какой-то «гринвошинг» , а получает коммерческую выгоду для себя в виде проявления корпоративной социальной ответственности , следования ESG-повестке , а также подготовки молодых кадров для возможного приглашения на стажировку.

Многие компании разрабатывают продукты для подростков и молодежи . Банки делают карты и депозиты . Ретейлеры постоянно объявляют конкурсы и дарят ценные призы. Телеком-операторы предоставляют специальные тарифы для подростков . Сервисы доставки еды дарят промокоды . Спортивные школы и секции могли бы предоставлять гостевые абонементы , чтобы побудить подростков заняться спортом или найти новое хобби вроде шахмат , робототехники , танцев , рисования и так далее.

Мы предлагаем возможность интеграции своих продуктов в нашу платформу через спонсорство и партнерство , что поможет бизнесу сформировать привязку к своему бренду и привлекать новых клиентов среди подростков.

Есть такое понятие как Win-Win , когда обе компании выигрывают от сотрудничества . И , на мой взгляд , это очень легко . Для меня здоровая история , когда мы делаем Win-Win-Win! , где пользу получает и конечный пользователь/потребитель/клиент. Ведь это самое главное . В случае нашего проекта ученик , во-первых , получит новые знания и навыки , во-вторых , это будет бесплатно , и , в-третьих , у него будет возможность развиваться дальше по своему направлению. Поэтому мы делаем продукт , который отработает все вложенные инвестиции и действительно принесет пользу всем сторонам.

На презентацию нашего проекта пришли представители сферы ретейла , банков , FinTech , маркетинга и PR . Мероприятие проходило в закрытом формате . Его посетило порядка 50 представителей компаний . Около 80 человек смотрели трансляцию онлайн.

Среди банков наибольший интерес проявил Отбасы банк – на презентации нашего проекта был их директор по маркетингу Мирас Муратов , который сказал следующее: «Отбасы банк предлагает своим клиентам разнообразные финансовые продукты , в том числе предназначенные для детей и молодежи. Эти программы могут стать основой для планирования приобретения собственного жилья , что является важным приоритетом для многих семей , особенно в регионах нашей страны . Также в соответствии с поручением президента каждый ребенок до достижения 18 лет будет получать финансовую поддержку из Национального фонда , которую можно использовать на образование или покупку жилья . Платформа Influencers.kz может сыграть ключевую роль в информировании молодых пользователей о возможностях использования этих средств по достижении совершеннолетия».

Мы видим интерес и со стороны классических банков второго уровня (БВУ) и хотели бы поработать с ними , так как у некоторых БВУ уже есть продукты для подростков . Мы бы значительно повлияли на достижение их KPI , используя наш уникальный подход и реализацию.

— Во время презентации проекта вы говорили, что одной из его задач является развитие интересов подростков в разных направлениях: креативная индустрия , STEM , финансы , бизнес . Как вы планируете привлекать первых учеников?

— Мы будем делать это через интернет , социальные сети – «ловить» их внимание там же , где они проводят большую часть времени . Мы также частично собираемся привлекать учеников через их родителей . Особенно мы нацелены на семьи в регионах.

Если мы не предложим различные варианты для самореализации подростков , то у них не будет мотивации и желания двигаться дальше . Мы должны дать им как можно больше вариантов для построения их будущего . Тем более учитывая , что их поколение не может сфокусироваться на чем-то одном: они смотрят ролики не дольше 20 секунд , а целые фильмы просматривают за две минуты . У детей и подростков сейчас клиповое мышление .

Многие из них даже не подозревают , что можно и самому создавать новые и «экологичные» тренды , имея только смартфон и интернет. В крупных городах родители , возможно , и видят необходимость развития у детей современных интернет-навыков , но жители небольших городов зачастую дают детям смартфон для того , чтобы они не мешали им заниматься работой и бытом.

Мы все сейчас информационно перегружены , и это уже стало обыденностью . Поэтому надо научиться «фильтровать» эти потоки , а не бесконтрольно потреблять . Одна из целей нашего проекта – вырастить поколение «Создателей» , которых в мировой практике всего 3-4% .

Я сам родился в Кызылорде – таким ребятам , как я , было очень сложно выбраться из города в ту же самую Астану или Алматы . В первую очередь – на заработки , а потом уже на учёбу . Совмещать работу и учебу – достаточно сложная затея: учеба зачастую уходит на второй план . Это сейчас , благодаря некоторым компаниям , студенты могут найти более-менее нормальную подработку . Был бы у меня в те годы интернет со смартфоном , я , возможно , и не уехал бы из Кызылорды , а зарабатывал бы , будучи фрилансером в сфере digital-маркетинга , или научился бы какому-нибудь ремеслу на YouTube . Было бы желание и интерес (улыбается).

На презентации проекта мы говорили о том , что у нас нет цели «ломать» или как-то переубеждать подростков в их выборе . Мы будем стараться делать погружение в потенциальную профессию максимально мягким: через вовлечение . Это будет живое общение со сверстниками и наставниками , чья ролевая модель им близка и с кого они хотели бы брать пример.

— Первый модуль онлайн-уроков будет посвящен креативной индустрии , в частности – школе блогинга . Почему вы решили начать именно с неё?

— На основе имеющихся у нас данных мы поняли , что это интересно самим подросткам . Так , их интерес держится на трёх китах . Первый – получить результат «здесь и сейчас». Второй – начать зарабатывать и становиться финансово независимыми . Третий – заниматься любимым делом и проявляться: популяризировать свое хобби или другие интересы.

Сами обучающие модули охватывают достаточно много актуальных профессий . Например,  можем выявить интерес ученика к фото — и видеосъемке , монтажу и анимации , ораторскому и актерскому мастерству , SMM , копирайтингу , журналистике , дизайну и так далее . Важно дать возможность попробовать , чтобы подросток затем выбрал профессию сам.

По STEM (science, technology , engineering and mathematics – Ред.) у нас будет такой же базовый вводный курс «погружения» в профессию . Пригласим менторов , профессионалов и экспертов в своей области , которые смогут рассказать об этом доступным и понятным языком.

— Ваша цель – выпустить 34 тыс . учеников до конца 2025 года . Я правильно понимаю, что это выпускники именно школы блогинга? Чему вы планируете посвятить следующий модуль?

— Да , все верно . Как я говорил ранее , на конец 2023 года в стране было 3 426 тыс . пользователей интернета с мобильных устройств в возрасте 5-17 лет . Мы хотим покрыть как минимум 1% этого рынка . Даже если из этих 34 тыс. человек хотя бы 1% станут «создателями» контента , или заинтересуются одной из профессий , то я полагаю , что это будет считаться успехом. 

Мы хотим оказывать влияние не только на психологическое здоровье подрастающего поколения , а также помогать с выбором профессии , но и на их финансовую грамотность и безопасность в интернете . Сейчас мы наблюдаем тотальную финансовую безграмотность и постоянные утечки персональных данных населения . Поэтому, думаю , что следующими обучающими модулями будут эти направления . Я веду переговоры с МПС (местная полицейская служба – Ред.) , БВУ (банки второго уровня – Ред.) и регулятором (АРРФР – Ред.) . Сейчас мяч на их стороне (улыбается).

В настоящее время я веду переговоры с Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР), и получил от них предварительное согласие на размещение или создание новых обучающих видеоуроков по финансовой грамотности . Осталось поговорить по обучающим видеороликам на тему безопасности в интернете с Государственной технической службой . Надеюсь , они тоже поддержат нашу инициативу и дадут своё согласие .

Важно отметить , что здесь не идёт речи о каком-либо финансировании с их стороны . Нам нужно только получить их согласие и , возможно , какую-нибудь информационную поддержку . Мы разместим эти ролики абсолютно бесплатно , так как это распространенная проблема в Казахстане . Для них мы станем очередной информационной площадкой , которая позволит снизить уровень финансовой безграмотности и , соответственно , не бороться с последствиями этой проблемы в будущем.

— Онлайн-курс «Ведение блога в соцсетях и монетизация» стартует с 1 июня 2024 года . Сколько средств уже вложено в проект? Какой объем инвестиций вы планируете привлечь?

— Вся поддержка и помощь была оказана нам исключительно на бесплатных началах . Была собрана мастермайнд-группа из нужных для этого проекта специалистов , каждый из которых дал свои рекомендации . Затем я собрал «ядро» команды из четырех человек , с которыми мы начали более детально прорабатывать задачи . Если посчитать оказанные специалистами услуги по рыночной стоимости , то выйдет порядка 25 млн тенге . Живыми деньгами на сегодняшний день я потратил около 5 млн тенге . Это покупка домена в декабре прошлого года , офлайн-презентация проекта , ежедневные расходы на встречи с командой и так далее.

Мне очень повезло , что за всю карьеру у меня сформировался достаточно большой социальный капитал из друзей , товарищей , партнеров . Многие знакомые , услышав о миссии проекта , помогают мне как могут – даже репост в соцсетях очень важен для развития проекта . Я где-то читал статистику , что наиболее «живучие» стартапы приходятся на людей старше 30 лет . Мне в этом году исполнится 34. К таким фаундерам и другое отношение со стороны инвесторов и фондов – мы более зрелые , имеем хороший опыт и насмотренность.

Отмечу также , что для нас гораздо важнее привлекать сторонников нашей идеи , которую они готовы принять в качестве своей социальной ответственности . Лучшей инвестицией от таких людей послужит их участие в качестве наставников , менторов и амбассадоров программ нашего проекта . Я высоко ценю их опыт , профессию и жизненный путь . Поэтому мы решили создать своего рода «мостик» между различными отраслевыми экспертами и учениками.

На производство модуля «Ведение блога в соцсетях и монетизация» уйдет от 15 млн тенге . Эти средства мы планируем привлекать от бизнеса . Основные статьи расходов – продакшн (производство – Ред.) , оплата приглашенных ведущих , ФОТ (фонд оплаты труда – Ред.) команды , и самое важное – дистрибуция . Курс займет приблизительно два месяца , планируем стартовать 1 июня . И параллельно будем готовить другие модули.

— С какими трудностями вам приходится сталкиваться в процессе работы?

— Наша команда уже не воспринимает такие слова как «трудности» , мы называем их «задачами» . Задач предстоит много , но мы стараемся их грамотно распределять . Во многом нам помогают наши амбассадоры – на самом деле это важная часть в развитии масштабного социального проекта , а также в условиях ограниченного бюджета . Уже было несколько предложений о безвозмездной юридической, переводческой , информационной помощи . Многие известные казахстанские блогеры тоже хотят нас поддержать. 

— Благоприятные ли условия в Казахстане для развития стартапов?

— Я посвятил достаточно много времени становлению FinTech и E-commerce-индустрии в РК , принимал участие в рабочих группах по «Цифровому Казахстану» в 2016-2017 годах, развивал и популяризировал оплаты с помощью QR-кода в Казахстане и СНГ , занимался множеством других проектов.

С 2016 года страна значительно подготовилась к созданию различных стартапов: сейчас есть необходимая инфраструктура и технологии . Существуют, конечно , некоторые шероховатости с регуляторикой , доступом к открытым источникам – актуальным данным , но они решаются . Недавно читал о добавлении новых IT-ОКЭДов (общий классификатор видов экономической деятельности – Ред.) , активно тестируются социальный кошелёк и Open API от Нацбанка . Большая работа в сфере оцифровки индексов и интеграции с крупнейшими логистическими компаниями происходит в Kazpost и Kazpost Digital , ведутся дискуссии и презентации по Industry 2.0 и ещё много чего другого .

На основе этих разработок можно делать множество других сервисов и иметь потенциал выхода в страны с более ёмкой экономикой . В заключение хотел бы сказать , что как бы мы ни хотели оставлять все наши стартапы в Казахстане , нам надо научиться их отпускать.

Не осталось ни одной страны , которой мы бы не подражали в сфере образования — сенатор

В цифровую карту EdTech стартапов Казахстана вошли 86 проектов

Какие специальности выбирают казахстанские абитуриенты

Подпишитесь на недельный обзор главных казахстанских и мировых событий

По сообщению сайта kapital.kz

© 2015 - 2018
Траст. Анализ сайта xx3.kz Яндекс.Метрика